Отчеты






Пещерные города Горного Крыма. 21-29.05.05

Текст: Ярослав Колпаков


         Сразу оговорюсь: это не столько отчет со всякими впечатлениями-описаниями, сколько путевые заметки, которые могут быть полезны тому, кто соберется в те же края. Постараюсь дать здесь всю актуальную инфу, а также наши субъективные замечания по крымской поездке. А маршрут наш полностью был таков: Симферополь – Бахчисарай – Ханский дворец – Успенский монастырь – колодец Тик-Кую – Чуфут-Кале – Машино – Предущельное – Качи-Кальон – Тепе-Кермен – снова Машино – Бахчисарай – Мал. Садовое – Сюйреньская крепость – Челтер-Коба – Бахчисарай – Хаджи-Сала – Мангуп-Кале – Эски-Кермен – Пятая балка – Шулдан – Терновка – Инкерман – Херсонес – Бахчисарай – Симферополь.
         Состав экспедиции: Юрий Долотов, Галя Гришунова, Алексей и Татьяна Поляковы, Ольга Городничева, Ярослав Колпаков.


         Итак, рано утром 22 мая мы прибыли в Симферополь... Первый совет: валюту стоит поменять в поезде, но не у первых менял. Сначала предлагали по 17 гривен за 100 рублей, потом 18. А около вокзала в Симферополе везде по 17,5. Кстати, рядом с вокзалом есть неплохой рыночек, можно закупиться фруктами (скорее, это актуально на обратном пути). На площади стоят микроавтобусы, ходят таксисты и предлагают довезти куда угодно.
         Решили забить на Баклу и ехать сразу в Бахчисарай. Отстояли очередь за билетами на электричку, изрядно помучались из-за отсутствия необходимой мелочи. Правда, по дороге пассажиров обилечивали кондукторы со специальными машинками – так что ехать там без билета не критично.
         В Бахчисарай прибыли уже в жару. Пообедали в привокзальной столовой – вполне нормально, дешево и сердито. Купили в киоске на площади топографические карты «По Горному Крыму». Там же можно приобрести и кое-какие путеводители по каждому из пещерных городов.
         До Ханского дворца добрались на маршрутке. Взяв билеты (а заодно и книжки «Пещерные города Крыма»), обошли дворец. Не ахти как потрясающе, но достаточно уютное место. После прямо напротив дворца купили инкерманского вина, перелили его в пластиковые бутылки и фляги и отправились к Чуфут-Кале...

Успенский монастырь и Чуфут-Кале

         Дорога достаточно живописная, в скалах слева регулярно встречаются небольшие пещерки, многие приспособлены под хозяйственные нужды. Часто сараюшки просто прилеплены к скалам. Рюкзаки мы благополучно оставили в одном из дворов Староселья, пригорода Бахчисарая – причем оказалось, что у хозяев как раз гостили родственники из Москвы. Когда уже вечером забирали вещи обратно, предложили хозяевам денег, но они отказались.
         Чуфут-Кале – место экскурсионное, поэтому в Староселье целый ряд кафешек, есть магазины. Достаточно много оказалось там «пингвинов», то бишь экскурсионных туристов. Видимо, в том числе из-за того, что это было воскресенье.
         Первым делом мы отправились в Успенский монастырь. Сама его территория небольшая, прижата к скале (в которой и находятся его пещерные помещения). На небольшой площади толпится народ, стоят всякие церковные лавочки. Как мы почувствовали на себе, требования к желающим попасть вовнутрь не очень строги. Если шорты до колен, а одежда выше пояса на девушках не слишком откровенна, пустят. У нас не пустили только Галю, у которой из-под шорт выглядывали колени – аморально, понимаешь! Фотографировать внутри запрещено, однако вполне реально, т.к. монахи не стоят на каждом углу. Собственно, фотки представлены…
         Еще больший прикол случился на площади, уже когда мы вышли из монастыря. Один монах обратил внимание на наше бурное обсуждение свойств напитков красного цвета в пластиковых бутылках и заявил, что пить здесь нельзя. «Да это просто компот!» - ответили мы. «Ааа… ну это можно…» :)
         Впрочем, не всё было так чудесно. Бабулька из церковной лавки устроила нам маленький скандальчик после того, как Ольга спросила ее о продававшемся мёде. Бабуля решила, что человек, не носящий крестик, такие вопросы задавать не имеет права. Хотя мне перед этим продала иконку… Что ж, культы не очень здорово отражаются на психике.
         От монастыря двинули дальше по долине Марьям-дере, мимо караимского кладбища, к Чуфут-Кале. На подходе к городу посетили интереснейший объект – древний колодец Тик-Кую. Его совсем недавно откопали и сделали пригодным для посещения украинские спелики совместно с караимскими общинами. Объект состоит из наклонной галереи, «колодезной шахты», небольшого ответвления для забора воды и винтового, вдоль стены, спуска вниз – к раннему водозабору. На стенах галереи – древние надписи, на потолке – сталактиты. В колодце проведен свет, обо всём рассказывает экскурсовод.
         Далее – сам пещерный город. Не следует забывать о том, что вход в него строго платный – при нас на кассе развернули группу наивных пингвинов, оставивших деньги где-то внизу (билеты в пещерные города стоят немного, несколько гривен). На территории Чуфут-Кале, в его «правой» части, есть место, где можно «потратить деньги» – например, на караимско-русский словарь и тому подобное.
         Обратно прошли по другой стороне долины, спустились прямо в село. Для обеда выбрали одну из забегаловок – вообще их там достаточно. Место оказалось относительно «приличным» – то есть сидячие и «полулежачие» (по-восточному) места на выбор, сад и т.п. Цены не сказать, что низкие. Покормили в принципе неплохо. После зашли еще в местный магазин, он находится на той же площади, где и большинство забегаловок.
         Забрав у местных рюкзаки, пошли обратно – мимо площади, в долину Ашлама-дере. Выйдя из села, прошли немного по дороге и встали лагерем в кустах по ее правую сторону, под склоном плато Чуфут-Кале. Воду набрали в канистры еще в Староселье, дрова там в принципе есть. С дороги место не так уж и заметно.

Беш-Кош и далее

         На следующее утро полезли искать естественные пещеры на плато Беш-Кош – противоположный склон Ашлама-дере. Рюкзаки спрятали… прямо на склоне Беш-Коша, за парой кустиков :)) Коротко говоря – лазили долго, и вверх-вниз, и «влево-вправо», но по сути так их и не нашли. Виды оттуда очень даже. Ну а сбегать по склону вниз, по сыпухе, где кустов нет – просто кайф!
         Вернулись за вещами, перекусили и двинули на восток – в обход плато Чуфут-Кале, в сторону Тепе-Кермена. Жара страшная… В какой-то момент поняли, что свернули не на ту дорогу (а «та» шла мимо родника, где и думали сделать стоянку). Сбегали на турстоянку Скарабей, около которой оказались, однако источника там не нашли (а вроде как должен был быть). Решили топать до Машково, становиться где-нибудь в районе Качи-Кальона, а оттуда уже сделать «набег» на Тепе-Кермен.
         В Машково сразу пошли к магазину и автобусной остановке – для переезда в Предущельное. Неожиданно столкнулись с отсутствием воды: водопровод заработал только перед самым нашим отъездом из села, а в палатке всё питьё, кроме пива, раскупили. К счастью, автобусы до Предущельного ходят там регулярно (днём – каждый час). Так что вскоре уже наслаждались благами цивилизации в нормальном магазине, пережидая там неожиданно нагрянувший дождь.
         Правда, в этом самом магазине с нами произошел неприятный инцидент. Галя зачем-то оставила рюкзак на лице, и когда решила выйти за ним (мы все были внутри), оказалось, что его нет. Мы побежали в разные стороны, теоретически пытаясь догнать грабителей. Напротив магазина тусила компашка аборигенов, на наши вопросы они понесли откровенную чепуху. Сначала сказали, что рюкзак забрала милицейская машина, потом – что его увез какой-то мужик на велике. Было видно, что они если не заодно с ворами, то явно не за нас. И все-таки, слава богу, рюкзак нашелся – Юра Долотов наткнулся на него за магазином! Странные там способы грабить туристов, однако…

Качи-Кальон и Тепе-Кермен

         Вдыхая свежий последождевой воздух, мы двинулись в сторону Качи-Кальона, то есть немного обратно в ту сторону, откуда приехали. Прошли мимо археологического памятника «Качинский навес» – места стоянки древних людей в виде выемки в низу скального массива прямо у шоссе. За ней – скала Таш-Аир, аналогичное место, дополненное турстоянкой с местами под палатки и источником воды. Еще недавно на одной из тамошних скал можно было различить рисунки красной охрой – живопись первобытных людей. Однако в результате активной экскурсионной деятельности они практически исчезли.
         Подойдя к Качи-Кальону, наткнулись на табличку, намекающую на то, что за посещение данного объекта кому-то надо платить и вообще там много чего нельзя. Посему решили не рисковать и не ставить лагерь на склоне массива или в самих пещерах. К тому же при этом возникали проблемы с мокрой травой и отсутствием воды и дров. Хотя, конечно, место там козырное в плане туристической эстетики. В общем, сделав предварительную разведку, переместились на другой берег Качи (поскольку река местами в искусственном русле, да и вообще хилая, для этого даже разуваться не нужно). Там на опушке леса нашли ровную площадку с костровищем, а чуть поодаль – родник. Вечером любовались возвышающимся напротив нас Качи-Кальоном…
         На следующий день отправились к пещерам. «Осмотр достопримечательностей» занял почти полдня. Спустившись вниз, двинули пешком на Тепе-Кермен. По дороге зашли в магазин, «пообедали».
         К пещерному городу подошли с юга (кстати, рядом обнаружилась некая в/ч). Подъем на гору оказался, наверное, самым экстремальным занятием за всю поездку: лезть пришлось, в том числе, по достаточно крутому склону, покрытому сыпухой, да еще и на конкретной жаре. Отдышаться смогли только в гротах Тепе-Кермена. Осмотрели, естественно, и их. Пока дошли до «верхней площадки» возвышенности, оказались в облаках. С одной стороны, обзор окрестностей они нам быстро закрыли, с другой – ощущения получились весьма необычные. Вниз спустились по нормальной тропинке – как раз к уже посещавшейся нами стоянке Скарабей. До лагеря доехали на автобусе – оказалось, реально попросить водителя остановиться и не на остановке.
         Чтобы сэкономить время и на следующий день пораньше добраться в Малое Садовое, решили ломануться на автобусе на ночевку в Бахчисарай. С вопросом, куда можно приткнуться на ночь, обратились к таксистам на вокзальной площади. Сначала нам порекомендовали что-то мажорное, но потом согласились отвезти на обычную хату. Место оказалось вполне: пожилая пара согласилась разместить нас в «гостевой комнате» дома всего за 10 гривен с носа (60 р.). При этом мы были обеспечены бельем, кухней, душем с горячей водой и цивильным сортиром. Причем, надо понимать, чтобы найти такое место, достаточно просто отойти немного от вокзала и поискать, а так пришлось еще заплатить и таксистам…

Челтер-Коба и Сюйреньская крепость

         В среду, 25 мая встали пораньше и выдвинулись к вокзалу. С питанием возникли некоторые проблемы, т.к. в привокзальной столовке было еще пусто. Пришлось позавтракать чебуреками в еще одной забегаловке, причем подавали их нам как полноценные блюда…
         На очередном автобусе добрались до села Малое Садовое. Перейдя мост через реку Бельбек, решили ломануться по тропинке налево. Выяснилось, что это не совсем правильная дорога, т.к. она шла по частным владениям. Однако хозяйкой этих владений оказалась очень дружелюбная бабушка, вроде даже бывшая москвичка, которая позволила нам оставить у нее рюкзаки на время посещения местных достопримечательностей.
         Чтобы попасть как к Сюйреньской крепости, так и к монастырю Челтер-Коба, нужно долго и упорно подниматься в гору, хорошо что по лесу. Еще на окраине села в глаза бросилась «отуристиченность» этого места: костровища, поставленные столы, навесы, оборудованные и просто живописно разваленные помойки… Впечатление не самое чудесное, а для местных жителей, надо думать, и подавно. На подходе к развалинам крепости, к которой мы направились сначала, всё же пришлось немного поскалолазить. Думается, что после дождя там бывает гораздо неприятнее.
         Некоторое время погуляли вокруг остатков башни и стен крепости, полюбовались видом на Бельбекский каньон. Затем переместились к монастырю, находящемуся в соседнем ущелье. Как оказалось, нынче это место обитаемо – там живет как минимум один монах. (Точнее, видели мы одного, но «монахомест» там явно больше.) Кроме него, по гротам монастыря бегает стайка щенят. К нам монах отнесся вполне дружелюбно, рассказал о монастыре, предложил купить иконки. Кстати, рядом с пещерами находится целебный источник Ай-Тодор.
         Спустившись в долину и забрав вещи у бабушки, сели на автобус до Бахчисарая. Там пообедали в более продвинутой кафешке (следующее здание после автобусных касс), после чего снова залезли в автобус – на этот раз до Залесного, на Мангуп-Кале.

Мангуп-Кале

         Автобус довез нас даже дальше Залесного, до пруда у подножия Мангупа. Там нам наконец-то получилось искупаться – хотя, конечно, место не самое чистое. Пока обсыхали на берегу, подъехал автобус, из которого высыпало несколько десятков детишек, приехавших, по всей видимости, на некое подобие пикника. Короче говоря, место жутко отуристиченное – со всем вытекающим отсюда мусором.
         Сразу за прудом расположена Хаджи-Сала – небольшой населенный пунктик, во многом нацеленный на обслуживание туристов. Основных «конкурирующих конторы» там две. Более заметны и раскручены татары, владеющие чайханой (закусочной) и небольшим «постоялым двором». Кажется, именно они берут и деньги за проход на Мангуп (типа как представители Бахчисарайского заповедника, куда относятся все пещерные города). Другая «фирма» – предприимчивый мужчина, живущий в той же Хаджи-Сале – Борис Иванович Свидлов. Но о нем чуть позже.
         Итак, первым делом мы скинули рюкзаки в татарском сараюшнике (где как бы можно вроде даже ночевать, а еще продаются брошюрки о пещерных городах) и заплатили «за вход». После этого двинулись на Мангуп по тропе через ущелье Табана-Дере (есть и другие маршруты, но эта вроде как ближняя). Заблудиться там сложно, дороги натоптаны. Подъем долгий и утомительный, поэтому тащиться наверх с рюкзаками и делать там стоянку немного напряжно (к тому же формально запрещено).
         За несколько часов осмотреть Мангуп-Кале досконально, почувствовать его дух, полюбоваться видами с плато, конечно, достаточно сложно. Но с заходом солнца нам пришлось уже думать и о том, где все-таки ставить лагерь. Сначала было решено встать около пруда, а на следующий день двинуться на Эски-Кермен. Однако затем основная часть нашей группы согласилась на предложение Свидлова переехать на машине в два рейса этим же вечером к Эски. Нам же с Ольгой пришлось остаться в Хаджи-Сале, т.к. уже на следующий день у нее был назначен авиарейс в Москву из Симферополя. Из Хаджи-Салы на Бахчисарай утром шел автобус, выбраться же оперативно в сторону цивилизации из района Эски-Кермена значительно сложнее.
         Проводив товарищей, пошли в чайхану. Кормят не ахти, публика тоже не самая, но жить можно. Палатку на другом берегу озера ставили уже в темноте, костер не разводили (кстати, дрова можно надыбать у тех же татар, как и набрать воды). Пили вино и смотрели на звезды. Ночью было относительно спокойно, если не считать проехавшей мимо нас машины.
         Утром, посадив Ольгу на автобус, я отправился к Свидлову. Дядечка оказался на редкость продвинутый. Дом его, кстати, находится по левой стороне улицы, если идти в сторону подъема на Мангуп. Так вот, во-первых, у него можно банально остановиться, воспользоваться услугами авто и множеством других (подробнее см. здесь: travel.org.ua/mangup). Во-вторых, у него можно как продегустировать, так и купить прекрасное крымское вино – не то чтобы домашнее, не то чтобы промышленное, а в самый раз. Стоит оно порядка 10-20 гривен за литр (60-120 руб.), можно заказать доставку в Москву. В-третьих, Борис Иванович дружит с археологами, изучающими Мангуп, в результате чего у него дома собран целый музей находок: татарские стрелы, немецкие пули и многое другое. Есть и произведения современных обитателей Мангупа, шаманов и язычников: фигурки из дерева, ловушки для снов и др. В-четвертых, у Свидлова богатейший архив цифровых фотографий Мангупа, причем сделанных в различные времена года. Очень жаль, что пока эта коллекция недоступна широкой публике. Есть также и подробнейшие текстовые описания местных достопримечательностей. Наконец, в-пятых, Свидлов занимается торговлей недвижимостью, и у него вполне можно приобрести кусочек крымской земли :) В общем, человек разносторонний и чрезвычайно интересный, искренне любящий Мангуп и старающийся его облагородить.
         Показав мне все перечисленные замечательности и напоив вином (а заодно и продав немного), Борис Иванович повез меня на Эски-Кермен.

Эски-Кермен

         Ехать на машине от Мангупа до Эски недолго, но последняя часть дороги не ахти. Автобусы из Бахчисарая близко туда не подходят, надо добираться несколько километров пешком от Красного Мака.
         Мои товарищи к нашему приезду уже поднялись и перекусывали в местном «опорном пункте» заповедника. Он представляет собой небольшой двор, где обитает (на тот момент, по крайней мере) всего один молодой человек; фамилия его, кажется, Шеремет. Там можно за скромную плату оставить на время вещи, перекусить салатиками и пельменями, выпить чаю, купить газировки, а также не менее чудесного, чем у Свидлова, местного вина (кажется, 8-10 гривен за литр; почти всё оно сладкое). Также данный товарищ продает билеты в пещерный город (ну это если кто-то захочет их купить – турникетов там, естественно, нигде нет – впрочем, как и на Мангупе) и осуществляет общий контроль за туристами. Как выяснилось, на наших он уже успел наехать. Они прибыли туда уже затемно и поставили палатки на первом удобном месте. Однако место оказалось «заповедное» и утром из оттуда попросили.
         Кстати, с водой в районе Эски не особо. Во дворе из трубы течет вода, но она грязная. Есть источник где-то в районе башни Кыз-Куле (это к западу от северной оконечности Эски), но мы его не видели.
         Переждав небольшой дождик, мы двинулись к Эски-Кермену. А конкретно: выйдя из ворот двора, повернули направо и немного прошли вдоль массива, углубившись в «зеленку». Чтобы попасть наверх, пришлось покарабкаться по отвесному каменному обрыву, что после дождя было немного стремно. От места нашего подъема направо оказывается древний укрепрайон, налево – основной массив. Замечу, что есть также несколько других, более простых, вариантов подъема на Эски, но этот вроде как самый ближний.
         Уже на обратном пути с самой дальней точки плато произошел занятный эпизод. Неожиданно нас догнал чувак из дворика – причем как раз со стороны дальней точки, как будто так и шел за нами. Правда, он заявил, что делает плановый обход, но мы ему тоже нужны. Во-первых, чтобы обилетить меня (всех остальных он обилетил еще до моего приезда) – для этого у него была с собой специальная карманная обилечивалка. Во-вторых, чтобы получить от нас объяснительную записку по поводу ночного инцидента с лагерем – что ему Долотов незамедлительно и составил. Конечно, фигня, но подход интересный.
         Еще стоит отметить, что с самого начала нашей «экскурсии» за нами по пятам шла огромная толпа детишек с несколькими воспитателями, приехавших утром на автобусе. Догнали они нас в районе дальней точки плато. В общем, таких «попутчиков» лучше стараться избегать...
         Забрав вещи и прикупив вина, мы отправились в сторону турстоянки Пятая балка. То есть снова из ворот и направо, вдоль массива до его конца, затем через поле налево и по грунтовке – справа лес, слева стена другого массива. Лесная дорога шла с небольшим подъемом, и на всем ее протяжении нам навстречу в небольшой канавке на краю дороги тек быстрый ручеек. Как выяснилось, так спускается лишняя вода из озер, находящихся в районе стоянки.
         На стоянке оказались где-то в середине дня. Выбрав «перешеек» между озерами, быстро перекусили, а затем спрятали рюкзаки в камышах и пошли искать Шулдан и Челтер-Мармару.

Шулдан и Челтер-Мармара

         Скажем прямо, найти эти два места, идя от Пятой балки, не так-то просто. Туда идут небольшие тропиночки, а вообще тропок там достаточно, так что поплутать можно хорошо.
         Благодаря Юре Долотову, дорогу к Шулдану мы нашли без проблем. Этот пещерный монастырь сегодня обитаем: мы нашли там нескольких послушников, батюшку и злую собаку. Один из послушников любезно провел нас по монастырским пещерам до храма. Спустя пару минут из храма выскочил батюшка, которого явно рассердило то, что послушник, сообщая о нас, отвлек его от службы. Вид на долину оттуда интересный, но в самом монастыре по большому счету фотографировать просто нечего, да и вряд ли можно.
         В Челтер, к большому сожалению, попасть так и не удалось – нужная тропка упорно не хотела нам показываться. Немного пошарив по леску, мы сдались и отправились в лагерь.
         Рюкзаки лежали на месте, однако на «перешейке» явно кто-то побывал. На другом конце озера тусила какая-то семейка, и мы решили перебазироваться на поляну к югу от озер. Вообще место там неплохое: около «перешейка» есть родник, пособирать по окрестностям дрова вполне реально.

Инкерман и Херсонес

         На следующее утро выдвинулись в сторону Терновки. Долгий нудный спуск дополнился накрапывающим дождиком. Подойдя к площади в центре села, увидели отходящий автобус на Севастополь. А следующий ожидался очень не скоро… Пока поискали (безуспешно) кафешки и зашли в магазин, появилась маршрутка. На ней довольно быстро доехали до автостанции на окраине Севастополя, а оттуда на автобусе добрались до Инкермана.
         Автобус высадил нас на ж/д переезде около пещер женского монастыря Святой Софии. Вещи решили «запарковать» прямо тут же: в домишках возле входа в пещеры. Сделать это в принципе не сложно (если хозяева на месте), плата символическая, единственная проблема – злая собака. Сам монастырь посетить возможности не было. Поэтому, перейдя ж/д и мост через реку Чёрная, мы направились к крепости Каламита.
         Идти там немного – остатки башен крепости видны уже издали. Чтобы подняться на плато, где и находится Каламита, нужно пройти через ворота мужского монастыря Святого Климента. Можно подумать, что она на его территории, но это не так – просто церковники там так размахнулись… Так что если будут приставать насчет «не того» стиля одежды, слать их смело лесом. Мы, к счастью, прошли тихо и спокойно.
         К сожалению, от крепости осталось немного, но это тоже выглядит вполне симпатично. Впечатляет спуск к монастырю, вырубленный в скале. Направо открывается вид на взорванные Шампаны, если обернуться совсем назад – на Северную бухту. Если пройти до конца плато по его правому краю, будет обрыв, в котором находятся древние полуразрушенные гроты. Есть они и на другой стороне Гайтанской балки.
         В дальнем от башен Каламиты конце плато есть спуск вниз, в карьер. В стенах карьера огромные входы в современные известняковые штольни. Сейчас там уже вроде ничего не добывается, однако хранится (удобрения) и выращивается (грибы). В принципе, «посторонним вход воспрещен», но нам разрешили немного пройти внутрь того массива, на котором и стоит крепость. Объемы грандиозны…
         По дороге из карьера можно подойти к монастырю с другой, «неогороженной» стороны. Попасть внутрь можно, но в определенные дни и по предварительной договоренности. Короче, нам оказалась не судьба…
         Забрав вещи, решили искать знаменитый местный винзавод. Туда от переезда всего несколько остановок на автобуе (в сторону от Севастополя), можно и пешком. В общем, подскажут. На проходной завода – мини-магазинчик, бутылка стоит в среднем гривен 15, что-то дешевле, самое дорогое – 25 гривен.
         Затарились, перекусили в кафешке, дождались автобуса и поехали смотреть Херсонес. Чтобы добраться до места, пришлось сделать пару пересадок на автобусах, а затем еще пройтись пешочком. По дороге заехали на вокзал, чтобы сдать рюкзаки в камеру хранения. Следует иметь в виду, что сделать это достаточно непросто, т.к. местные ж/д-тетушки всеми правдами и неправдами стараются вещи не брать (типа закрываемся раньше срока и т.п.). В общем, приходится проявлять жесткость.
         При входе на территорию древнего города имеет смысл, помимо входных билетов, прикупить схемку Херсонеса. А уже гуляя по нему, находить и смотреть интересные объекты. В принципе, неплохо, хотя и ничего особенного. Часть народа даже решила искупаться в Черном море.

         После посещения Херсонеса началась наша дорога обратно – на следующий день у нас уже был поезд в Москву. Прежде всего, прямо от городища доехали на правильном автобусе до центра города, а оттуда перебрались к вокзалу. Рюкзаки забрали, однако достаточно неожиданно пришлось столкнуться с валютно-финансовой проблемой. Дело в том, что гривны у многих из нас кончились вообще, и даже в общей сумме их едва хватало на проезд и проживание – а ночевать решили у бахчисарайских старичков, о чем отдельно договорились с ними по телефону. Однако обменники на вокзале (коих обозначено там минимум два) оказались закрыты, хотя на них и было написано, что работают часов до 20-21. А было только 18 с копейками! Ладно, решили, что не может быть, что рядом с вокзалом в светлое время суток нет работающих обменников. Решили идти на автовокзал – он расположен как бы рядом, но за ж/д путями; то есть, чтобы попасть к нему, нужно специально идти до моста, подниматься, спускаться… Короче, редкостно идиотская планировка. Но обменников не оказалось и там! Единственный, расположенный рядом на территории АЗС (!!!), уже был закрыт. Что делать? Добежали до ближайшей автобусной остановки, это в другую сторону от ж/д вокзала. Но и там нам сказали, что ближайший обменник – в центре города! Всё, тут пришлось сдаться. И захотелось сказать: ё-моё, в какую же деревню мы попали!!!
         Ладно, делать нечего – дождались электрички на Бахчисарай и поехали. Там были уже затемно. Шустро добежали до места. В целях экономии заночевали не в доме, а в «летнем сарайчике» – даже не знаю, как точно назвать. Для туриста – вполне, обошлось в 8 гривен с носа. Таким образом, на ночевку даже хватило.
         Наутро первым делом поменяли гривны в обменнике на вокзале. К середине дня были в Симферополе. Немного побегали по привокзальному рынку – там можно найти недорогие фрукты-ягоды и банальные сувениры. В заключение отмечу, что вино доехало до Москвы без таможенных проблем…


P.S. Все фотографии, сделанные в нами в этой поездке, вы можете посмотреть здесь.


Вернуться к списку отчетов

Сайт управляется системой uCoz