Отчеты




Подземные ходы усадьбы Троицкое

Текст: Ярослав Колпаков

Поездка первая. 01.10.06
Состав: Александр Никольский, Анна Лагуткина, Вячеслав Байбиков, Максим Железнов, Ольга Городничева, Ярослав Колпаков

         Первый раз в Троицкое мы попали в связи с тем, что гостили в Протвино у Юры Долотова, а заодно решили посетить несколько интересных мест по соседству. Начали с Серпухова, потом были руины пятиэтажной кирпичной мельницы на Протве, а на второй день часть нашей большой компании отправилась в Троицкое. В этом селе Жуковского района Калужской области когда-то находилась усадьба Екатерины Романовны Воронцовой-Дашковой. Дама эта известна, в частности, тем, что была первым президентом Российской Академии наук. О том, что в Троицком есть подземные ходы, напомнил Юра – в первом спелестоежегоднике была опубликована статья А.Игнатущенко о попытке их исследования.
         От Протвино до Кременок – минут 15 на автобусе, затем минут пять пешком через поле и жутковатый подвесной мостик над Протвой. Уже издалека видны церковь и руины старого кирпичного здания в 1-2 этажа. На тот момент, основываясь на информации из описаний геокешеров в интернете (в музее ВОВ в Кременках находится их тайник), мы полагали, что это остатки завода при усадьбе. Позже я нашел в сети статью, согласно которой это здание на самом деле когда-то было крепостным театром, созданным Дашковой, а цеха там разместились уже в советское время.
         Погуляв по территории усадьбы, мы выяснили, что помимо бывшего театра, в Троицком сохранилась недавно восстановленная церковь Троицы (1765 г.), два двухэтажных флигеля (от одного остались только стены без окон да крыша; другой обитаем, окна замурованы или заколочены), а между ними – настоящая «триумфальная арка», парадный въезд в усадьбу. От главного дома не осталось практически ничего – по заросшим развалинам можно с трудом распознать его местоположение. От достаточно узкой речной долины дом отделяла опорная стена из известняковых блоков – от нее осталась, видимо, большая часть. Рядом с бывшим зданием театра/завода, практически на берегу реки виднелись заросшие стены еще какого-то строения с непонятными механизмами; в его бывшем полу мы нашли проломы, но в них стояла речная вода. Никаких следов входа в подземелья в разрушенном флигеле найдено не было.
         Пока часть нашей группы занималась фотосъемкой живописных развалин, Максим со Славой прочесали площадку, на которой располагался главный дом, и обнаружили несколько проемов в его развалинах и провалов в земле. Один из них показался нам перспективным – яма примерно метр на полтора, глубиной около полутора метров, на дне которой была «нора», ведущая в какую-то полость. «Запуск зонда», т.е. руки с фотоаппаратом, показал, что полость расширяется и имеет продолжение. Немного расширив проем с помощью лопаты, получилось протиснуться вниз и сделать еще один снимок: на нем было четко видно начало подземного хода.
         Поскольку спелеокомбез с собой был только у меня, то в гордом одиночестве я полез в ход. За узким входным лазом длиной метра два оказалось более просторное помещение. Налево уходит относительно широкий (полтора метра) ход, заваленный где-то наполовину землей, кирпичами и мусором (изначальная высота – видимо, также порядка полутора метров). Направо ход где-то в метре от входного лаза оканчивается тупиковой стеной, которая, правда, в нескольких местах разрушена (очевидно, эта стена имеет отношение к стене первого этажа здания, часть которой сохранилась на поверхности над этим местом). Свод хода кирпичный, стены же сложены из известняковых блоков. Кроме того, почти напротив входного лаза ход имеет ответвление – узкий коридор (полметра шириной), отходящий под прямым углом и с небольшим понижением ступенькой от основного хода. Дно этого хода также завалено землей, а стены сложены из кирпича – как и потолок, имеющий ступенчатое сечение. Метра через два ход под прямым углом поворачивает направо (при этом потолок становится обычной сводчатой формы, в нем появляются проломы) и еще через метра три заканчивается тупиком. Назначение этого аппендикса совершенно непонятно.
         Вернемся к основному ходу. Практически сразу же при движении от входного лаза налево (примерно на север) в глаза бросается железная труба, торчащая из отверстия в своде у правой стены хода и изгибающаяся под потолком. Вскоре за ней в правой (восточной) стене находится пролом с вывалом земли. На фото видно, что в стены хода вмурованы швеллеры. Еще через какое-то расстояние расположены еще два подобных вывала по правой стене. По всей видимости, это не следствие нарушения целостности хода, а его изначальная конструкционная особенность: на фото видно, что сечение свода в районе провала иное, т.е. от хода здесь отходило некое ответвление, а земля попала вниз в результате засыпания провалов в советское время (об этом ниже).
         Почти сразу за двумя вывалами из потолка торчит обломок еще одной трубы, также вблизи правой стены. Кроме того, заметно, что рядом с ней проходит вмурованная в потолок железная труба большего диаметра; причем идет она не параллельно направлению хода, а немного под углом к нему. Откуда и куда, и почему она вмурована – вопрос. Через вертикальный обломок трубы слабо виден дневной свет, однако на поверхности найти ее выход, как и один из двух расположенных рядом провалов, с ходу не удалось. В то же время есть подозрение, что один или даже два провала на поверхности в этом районе находятся не на линии хода (всего их порядка 4-5).
         Вскоре ход «повышается» - точнее, становится больше по высоте вследствие того, что меньше завален землей и кирпичами. Опять-таки на правой стене, под потолком хода, в нескольких местах встречаются железные полукрюки – очевидно, приспособленные как держатели для чего-то; возможно, для источников света или каких-либо проводов или труб.
         В своей дальней (северной) части ход засыпан землей и кирпичами меньше. Оканчивается он провалом в своде со значительным вывалом земли под ним. Далее идет еще один небольшой отрезок хода, в конце которого также виден достаточно большой провал. Впрочем, в тот раз я не счел нужным пройти ход до конца (дальний отрезок сильно замусорен) и вернулся так же, как и пришел. Затем в ход погрузился Максим, и он уже вылез с другой стороны хода. Таким образом, расширять тот проем, через который получилось попасть в ход, смысла не имело – надо было только найти два более широких провала.
         К сожалению, времени на подробные исследования у нас не было, и было решено понемногу собираться обратно в Протвино. На том первая поездка в Троицкое закончилась.


«Кабинетные исследования»

         Вернувшись из Протвино, я попытался максимально собрать информацию об усадьбе из всех возможных на данный момент источников. К сожалению, Троицкое находится пусть немного, но за границей Московской области, поэтому как в ряде известных книжных изданий, так и в интернете о нем практически ничего нет. Но все-таки поиск принес результаты. В частности, на форуме «Общества изучения русской усадьбы» было предложено мнение, что мы столкнулись с дореволюционным водопроводом, который появился позже постройки дома (примерно в конце XIX - начале XX в.). Там же мне посоветовали несколько книг по усадьбам Калужской области. На форуме wwww.caves.ru высказали идею, что обнаруженные подземные галереи использовались для подачи воды к усадебным фонтанам. На форуме Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» долго спорили, что ходы в Троицком якобы являются не то канализационным коллектором, не то бомбоубежищем, а подземные ходы вообще явление полуфантастическое. Однако в итоге именно там нашелся человек, предоставивший самую ценную информацию: он посоветовал обратиться к заведующей музеем Дашковой в Кременках, а также выложил фото макета усадьбы. Этот макет давал представление о том, какого размера был главный дом и как он соотносился с сохранившимися постройками усадьбы; кроме того, на нем были видны порталы неких «ходов» в опорной стене. Также был упомянут некто краевед Днепровский, по-видимому, уже занимавшийся проблематикой подземных ходов в Троицком. Таким образом, основными задачами на следующий выезд были: попытаться установить контакт с музеем и собрать максимум информации об усадьбе.


Поездка вторая. 25.11.06
Состав: Леонид Павлиенко, Юрий Долотов, Ярослав Колпаков

         Необычно теплая для конца ноября погода позволила запланировать выезд на субботу, 25-е число. На форуме, к сожалению, контакты музея мне так и не подсказали. Однако в пятницу все-таки удалось решить проблему: в интернете нашелся телефон музея ВОВ в Кременках, там дали телефон местной школы (им. Дашковой, кстати), а там уже подсказали, как связаться с заведующей музея (который в этой школе и находится). К счастью, я застал ее дома и договорился о встрече у церкви на следующий день.
         Из Москвы, помимо меня, смог поехать только Леонид Павленко (PLAstic), в Кременках к нам присоединился Юра Долотов. Осмотр усадьбы мы начали с непонятного строения у реки. Выяснилось, что в стене, ближней к театру, на уровне вертикального вала расположен некий передаточный механизм, практически полностью покрытый землей. На «входе» в строение с южной стороны хорошо заметны вертикальные пазы – очевидно, для каких-то задвижек; такие же обнаружились на руинах стен парой десятков метров южнее. Наконец, на самой Протве в этом месте четко различимы остатки плотины – торчащие деревянные сваи, перекат в узком месте реки. Таким образом, был сделан вывод, что описанные руины относятся к старой мельнице. Позже это подтвердилось.
         Поднявшись от реки, мы прошли вдоль опорной стены. Сразу же обнаружились новые «норы» – бывшие проемы каких-то ходов. Один располагался непосредственно в склоне, другой – в основании стены. Однако сейчас оба они засыпаны землей. Во втором внимание привлекло то, что в своде самого проема находилась небольшая доска, вмурованная в известняковые блоки.
         Переодевшись, полезли в обнаруженный в прошлый раз ход – будем называть его «ближней системой». На этот раз начать решили с другого (северного) конца, на котором был даже не провал, а достаточно широкий проем. И оказалось, что сделали так не зря, – только в этот раз удалось четко увидеть, что отрезок хода между двумя большими провалами-проемами расположен немного выше остальной его части. Особенно хорошо это можно заметить, сравнив уровень свода в районе провала, разделяющего ход на две неравные части. Кроме того, выяснилось, что свод на этом отрезке сложен не из кирпичей, а из белокаменных блоков, как и стены!
         В основной части хода мы предприняли попытку раскопок пола. Она показала, что дно хода также покрыто известняковыми блоками (по крайней мере, на этом участке), далее идет песок. Стены сложены в два слоя. Рядом с южным входом в них заметны неглубокие отверстия толщиной в палец, сделанные в растворе, скрепляющем блоки.
         В два часа дня мы подошли к церкви, где нас уже ждала Мария Сергеевна Кузина, заведующая музеем Дашковой в школе N 1 Кременок. Оказалось, что Марья Сергеевна – настоящий старожил этих мест, в Троицком и Кременках она живет с 1946 года. И вот что она нам рассказала.
         Точного понимания того, в какой последовательности строились здания в усадьбе, нет. В 1765 г., когда Дашковой было 20 лет, была освящена Троицкая церковь – по-видимому, первая каменная постройка в усадьбе. Позже Дашкова открыла в своем родовом имении небольшой кирпичный завод – он располагался южнее усадебных строений. Именно из своего кирпича и были построены новый главный дом, флигеля, театр, мельница и другие здания (есть данные, что среди них были больница, манеж, теплицы, оранжереи и другие хозпостройки). Причем главный дом именовался как «дом на погребах». Позже при усадьбе открылась бумажно-картонная фабрика; ее строения были, видимо, где-то рядом с кирпичным заводом. А один из потомков Дашковой создал в главном доме усадьбы еще одно производство – суконную мануфактуру (Марья Сергеевна даже назвала точную дату – 1868 г.).
         Бумажно-картонная фабрика просуществовала до 1920-х годов, мельница тоже работала еще в 1930-е годы. Флигеля в 1932 г. передали школе, в церкви устроили склад. В здании бывшего театра был открыт крахмальный цех. Что было после революции в главном доме, непонятно, но известно, что в 30-х годах он еще стоял, а в 1946 году от него остались одни руины. Бывшее здание театра еще 10 лет назад имело крышу, работал цех. Один из флигелей разорили тоже только в 1990-е годы, другой перешел к церковникам. Саму церковь, напротив, не так давно восстановили. Кстати, Марья Сергеевна отметила, что о подземном ходе к церкви (о котором, по данным Юры Долотова, ходили слухи) ей ничего не известно.
         Что касается «ближней системы» ходов, которая расположена между главным домом и театром, то провалы, ведущие в нее, по возможности засыпали – все-таки рядом была школа, и детишки лезли куда не надо. В основном делали это в 1950-х годах. Однако, как призналась Марья Сергеевна, был (и остался) другой ход – как раз тот, информация о котором была упомянута в статье Игнатущенко, то есть ход с рельсами! По ее мнению, он относился к бумажно-картонной фабрике. После войны в этом ходе было устроено некое подобие бомбоубежища, куда на тренировках прятались школьники. Причем, как уверяет Марья Сергеевна, и рельсы, и «вагонетка» на них остались еще с дореволюционных времен (сама она, напомню, увидела их впервые не ранее 1946 г.). А примерно в 1970 г. в ходе устроили тир – к этому она имела непосредственное отношение.
         Марья Сергеевна согласилась показать нам описанный ею ход. По дороге мы встретили еще одного местного старожила, дядю Сашу – учителя рисования в той же школе. Вместе с ним зашли в разрушенный флигель, где когда-то не только была школа, но и жила Марья Сергеевна. Дядя Саша сообщил, что когда-то и из этого здания якобы можно было попасть в подземелья, но потом проход завалили. Марья Сергеевна продемонстрировала нам потрясающий звуковой эффект, который можно получить в одной из комнат первого этажа флигеля, где сохранились старые сводчатые кирпичные потолки. Он заключается в том, что если два человека встанут в противоположные углы комнаты и один из них что-то прошепчет в самый угол, то второй услышит это, как будто звук идет прямо из его собственной головы (при этом человеку, стоящему в центре комнаты, ничего не слышно).
         Оказалось, что в «дальнюю систему» подземелий попасть несложно – входом служит широкий проем в кирпичном портале. Наружу он выходит в понижение в подошве склона небольшого холмика. Собственно, этот холмик образован кирпичной камерой около 5,5 м длиной и 3 м высотой, которая и является началом хода (на самом деле камера представляет собой, очевидно, перестроенную в позднее советское время часть хода).
         Непосредственно сам ход начинается в правой стене камеры (если двигаться от входа), при этом уровень его пола почти сразу несколькими ступеньками понижается примерно на метр. В начальной части хода его стены покрыты толстым слоем штукатурки, высота составляет 200 см, ширина – 180 см. В пол здесь вмонтирован механизм, представляющий собой горизонтально расположенную шестеренку, на которую наматывался железный трос. Раньше этим тросом подтягивали тележку, расположенную в другом конце хода. На протяжении почти всего хода по его полу проложены железные рельсы – на них и стоит тележка; шпал мы с ходу не нашли. Очевидно, что тележка была специально переоборудована для нужд тира – на ней установили вертикальную раму под мишень. От тира остались ли рельсы и механизм с тросом, или же с Дашковских времен – сказать сложно. Предположу, что рельсы старые, а вот механизм – не факт.
         Ход идет в сторону реки, т.е. примерно на запад. При движении в этом направлении вскоре штукатурка на стенах заканчивается; кое-где стены обмазаны бетоном, но в целом становятся хорошо видны известняковые блоки, из которых сложены как стены, так и свод. Ход повышается до 210 см и расширяется до 190 см. В четырех местах (практически через одинаковое расстояние) в своде, рядом с южной стеной, находятся проломы диаметром порядка полуметра. Два из них уходят достаточно глубоко вверх, в грунт, чем напоминают каменоломенные «колокольни». Один пролом имеет каменные стенки, из которых торчат два железных прута; вверху он перекрыт блоком известняка. Второй выход из хода находится практически на склоне Протвы. Когда-то (видимо, года в 70-е) он был заложен кирпичной кладкой, но через существующий ныне провал можно вылезти наружу.
         Недалеко от этого хода расположен небольшой кирпичный сарай, из подвала которого, по сведениям краеведа Днепровского, когда-то шел подземный ход. Сначала мы подумали, что здесь возникла путаница с описанным выше подземельем, но женщина, живущая в соседнем доме, подтвердила информацию нашего коллеги. Кроме того, она заявила, что ход идет буквально у нас под ногами – в этом месте поперек тропинки прямо на уровне земли проходит линия кирпичной кладки. Впрочем, совершенно не очевидно, является ли это сводом подземного хода или остатками какого-то фундамента. К сожалению, сейчас сарай является частным владением (непонятно точно, чьим), а место сильно замусорено – собственно, там уже начинается жилой сектор.
         Вернувшись к площадке главного дома, немного времени мы уделили осмотру островка сохранившихся руин. Выяснилось, что есть возможность проникнуть в небольшие полости, ограниченные завалами кирпича и земли. По всей видимости, это остатки либо первого, либо цокольного этажа. В то же время не вполне понятно, какую роль играли обнаруженные нами весьма узкие коридоры и небольшие каналы в стенах.
         Напоследок стоит упомянуть о том, что в одном из подземелий комплекса нами были найдены достаточно солидные натеки и даже сталактиты и сталагмиты. Впрочем, что именно это за место, пусть останется за кадром.


«Кабинетные исследования»

         К сожалению, эта поездка слегка подкосила мое здоровье, и следующие выходные пришлось сидеть дома. Но эти две недели не прошли даром. Во-первых, я нашел людей, которые смогли скинуть мне сканы статьи о Троицком из книги М. Дунаева и Ф. Разумовского «В среднем течении Оки» из серии «Дороги к прекрасному» (М., Искусство, 1982). В частности, там нашлись две любопытные картинки – фрагмент межевого плана усадьбы 1854 года (план находится в Калужском областном краеведческом музее) и фрагмент рекламного плаката Общества Троицко-Дашковской бумаго-картонной фабрики, на котором показан вид Троицкого начала XX века.
         Во-вторых, получилось связаться с представителями серпуховской фирмы СПТП «СОЮЗ», которая (опять-таки по информации с форума «Возрождение русской усадьбы») выкупила землю под усадьбой в Троицком. Выяснилось, что в середине декабря будет подписан договор о долгосрочной аренде территории (50 лет, кажется). После этого назначат историко-культурную экспертизу – пошлют специалистов в архивы, они там будут изучать особенности устройства бывших усадебных строений. Потом будут делать проект реконструкции комплекса, потом – согласовывать его по очереди с Министерством культуры РФ, тем же самым Калужской области и Жуковского района. Только тогда решат точно, будут ли, и как именно, восстанавливать главный дом. В любом случае это начнется не ранее весны. При этом представитель фирмы заверил, что планируется всё по максимуму сохранить. Ну а я с удовольствием отметил, что он не послал нас подальше и даже выразил готовность к сотрудничеству.
         В-третьих, дозвонился я и до Сергея Шенталинского, зам.зав.кафа из школы-студии МХАТ. Летом 2005 года он вместе с еще несколькими энтузиастами из Калуги и других городов организовал в Троицком волонтерский бивак. В рамках этого мероприятия ребята расчистили от мусора помещение бывшего театра, после чего устроили там театрализованное представление «Открытые пространства». Кстати, недалеко от Троицкого находится дача Шенталинского. Сергей заинтересовался нашими исследованиями и пожелал на следующий год к ним присоединиться. Кроме того, он в будущем планирует устраивать в усадьбе летние лагеря для любителей театра и своего края.


Поездка третья. 09.12.06
Состав: Алексей и Татьяна Поляковы, Алексей Богданов, Леонид Павлиенко, Ольга Владимирская, Ярослав Колпаков

         В этот выезд мы планировали завершить осмотр территории усадьбы, а также уделить время топосъемке найденных ходов и раскопкам перспективных мест. Благодаря достаточно широкому составу группы, это, в принципе, удалось.
         Начали с осмотра старинного обелиска на холме в центре села, до которого раньше мы не доходили; заново прошлись по усадебным строениям. Еще раз встретились с Марьей Сергеевной, заведующей музеем Дашковой. Она уточнила свои предыдущие «показания», а также сообщила, что фонтаны в усадьбе вроде как были; кроме того, из Троицкого в Кременки шел деревянный водопровод, остатки которого сохранились где-то на берегу Протвы.
         Далее наша группа разделилась. Мы с ПЛАстиком (Леонид Павлиенко) полезли в «ближний» ход: он копать, а я делать обмеры. Остальные отправились топосъемить ход с рельсами. Скажу сразу, также была сделана его привязка к поверхности.
         К сожалению, раскопки одного из проломов-вывалов в стене «ближнего» хода ничем не увенчались и были признаны на данном этапе неактуальными. Решено было переместиться на поверхность – ковырять провалы, расположенные над ходом. В одном из них (первом, если двигаться от главного дома) на дне обнаружилась бетонная глыба с торчащей из нее трубой и несколькими железными прутьями. На дне ямы виднелась кирпичная кладка – видимо, свод хода. Поворочав бетонный «чемодан», мы поняли, что голыми руками из ямы его не вытащить. При этом под него проваливалась земля… Позже выяснилось, что под этой глыбой находится еще одна, которая уже видна из хода.
         Во втором провале четкого выхода на свод не оказалось, однако в северной «стене» этой ямы обнаружилась кладка из известняковых блоков, идущая перпендикулярно направлению хода. С другой стороны – кирпичный трухляк, внизу – земля. Пробные раскопки вдоль кладки и вниз ни к чему конкретному не привели. Возможно, здесь было ответвление хода – но почему одна его стена, сложенная из мощных блоков, сохранилась, а всё остальное смешалось с землей? И где соединение с большим ходом?..
         Порадовал нас только третий по счету провал. И раньше нам казалось, что он расположен не на линии хода. Подтвердилось это, как только мы разгребли траву над провалом – внизу был кирпичный свод с уходящей под него полостью; направление нового хода было параллельно идущему буквально в нескольких метрах западнее «ближнему» ходу. Яма оказалась доверху завалена бутылками и битым стеклом. Немного раскидав мусор, мы запустили в полость «фотозонд» – он показал, что ход имеет продолжение, причем почти сразу же поворачивает на 90 градусов направо (примерно на восток). На поверхности в этом направлении через несколько метров находятся кусты (а в них – поросшие травой залежи мусора), далее – дорожка-грунтовка, а за ней – уцелевший северный флигель. Если быть совсем точным, ход идет на уровне его крайней северной стены. К сожалению, флигель огорожен забором и закрыт (там обитают церковники), поэтому поиски входа из него в подземелья могут быть затруднены.
         Повыкидывав бутылки и стекло из ямы, мы смогли наконец протиснуться в ход. К сожалению, радость наша была недлинной, т.е. недолгой. Уже через несколько метров ход перегорожен мощным вывалом мусора из пролома в потолке. Но даже то, что видно на первый взгляд, представляет интерес. Во-первых, свод хода, сложенный из кирпича, постепенно поднимается при движении вглубь; при этом повышается и верхняя граница стен (если так можно выразиться), которые сложены из известняковых блоков. Во-вторых, в щель между левой стеной и вывалом мусора видно, что ход делает непонятный изгиб вверх и чуть влево, после чего, как кажется, забирает вниз и вправо. Чтобы четко это понять, нужно серьезно расчищать полость от мусора; пока же это сооружение выглядит более чем странно (даже по сравнению с другими ходами в Троицком). Ширина найденного хода – примерно полтора метра, расстояние от нынешнего уровня пола до верхней точки свода – около метра.
         Решив, что в данный момент уделить этому объекту достаточно времени не получится, мы перешли к топосъемке «ближнего» хода. Оказалось, что он примерно такой же длины, как и «дальний» – около 50 метров. Начали раскопки в «аппендиксе», прилично засыпанном землей – они показали, что в стене идут горизонтальные каналы, образованные не заполненными кирпичами пространством. К сожалению, привязать «ближний» ход к поверхности и сопоставить с провалами уже не получилось – стемнело. Поэтому после прощальной трапезы над берегом Протвы мы отправились домой…


Поездка четвертая. 17.06.07
Состав: Леонид Павлиенко, Ярослав Колпаков

         Только спустя полгода после последнего посещения Троицкого мы собрались туда снова. Прежде всего, хотелось посмотреть на возможные изменения в усадьбе, уточнить ряд деталей, а также попробовать разобрать мусорный завал в третьем ходе.
         Как обычно, начали с того, что зашли в бывшее здание театра. Только в этот раз получилось заметить остатки лестницы, ведущей на второй этаж. Также обнаружили крючки на потолке одного из помещения здания – но они, скорее всего, появились там уже в советское время.
         Пустырь над «ближним» ходом основательно зарос травой и загадился местными. К счастью, два крайних входа остались в целости, а вот воронка с железной дверью, делящая ход на две части, слегка осела, сузив доступ в основную часть хода, так что теперь корректнее говорить о двух его частях. Понемногу образуется новый вход в галерею – через один из проломов уже пробиваются лучи солнца.
         Первым делом мы решили продолжить раскопки в аппендиксе хода, где в прошлый раз Таня Полякова откопала несколько непонятных параллельных каналов. Установили, что их там минимум три: ширина – 15, 26 и 15 см, высота большого – 33 см, его длина – 70 см (песок можно выгрeбать и дальше), толщина стенок между каналами – 13 см. Также сделали две закопушки в середине «аппендикса»: они показали, что глухой звук, возникающий при контакте с полом в этом узком ходе, связан только лишь с наличием обломков кирпичей в слое песка на полу. Кстати, изначальная высота этой части хода была 150-180 см (у стен и посередине соответственно).
         Немного времени уделили «дальнему» ходу, где нашли подобие шпал и труп летучей мыши – так что теперь можно говорить, что мы имеем дело с настоящими пещерами :) Изменения произошли в камере с натеками, слева от входа, за кирпичной стенкой. Во-первых, сталагмиты кто-то явно трогал. Во-вторых, слегка ополз конус в дальнем конце камеры, открыв небольшое продолжение, идущее уступом вверх (повышение свода – 90 см). Его длина – метр, ширина – 190 см; далее следует щель – выход на поверхность, заваленная мусором.
         Попытка установить контакт с церковниками, дабы осмотреть уцелевший флигель, не удалась – вокруг церкви было тихо, а лезть во двор к попу мы не решились.
         Разочарование ждало нас у входа в третью, новую галерею – местные снова основательно завалили его мусором. Конечно, разобрать эту помойку мы бы смогли, но как-то не хотелось на жаре копаться в опарышах, чтобы попасть в уже виденные несколько метров, оканчивающиеся таким же мусорным завалом. На счастье, нам удалось обнаружить тот самый провал, мусор из которого перегораживал ход в нескольких метрах от входной ямы. Проще говоря, из травы выглядывала разрушенная кирпичная кладка, которую мы непонятным образом не заметили в прошлый раз.
         Хотя до автобуса оставался час, мы решили рискнуть и попробовать разобрать кучу мусора, забившую этот провал. Большую роль здесь, надо признать, сыграла целеустремленность моего коллеги Леонида (ПЛАстика). Снова на первом этапе раскопок был использован «фотозонд», который показал наличие пространства сразу за обрушением. И скоро мы смогли проникнуть внутрь.
         Длина нового отрезка хода оказалась небольшой – порядка 4,5 м. Далее галерею перекрывал конкретный обвал – уже не мусорный, а земляной. Однако даже этот отрезок нас порадовал: в нем мы обнаружили некое устройство для регулирования движения (подачи воды? воздуха?) по ходу. Собой оно представляет вертикально расположенный железный блин примерно 106 см в диаметре, прикрепленный на шарнире к железному же круглому ободу, идущему по стене хода. Крепления, видимо, два – одно сверху, нижнего же не видно из-за слоя мусора и кирпичей. Блин находится в «отворенном» положении примерно в двух метрах от провала. Подачу чего регулировали с его помощью, каким образом и зачем – пока загадка.
         Добавлю, что свод галереи сложен в два кирпича, расположенных «на ребре». Однако в районе земляного завала свод, как и целиком стены, становится сложенным из известняковых блоков. За затвором ход немного сужается (до 90 см).
         На поверхности соответствующий провал должен находиться ближе к уцелевшему флигелю. Попытка определить продолжение хода под грунтовой дорогой близ флигеля с помощью биолокации (то бишь рамок) оказалась, как нам показалось, удачной: две буквы «П» из алюминия сходились примерно на том уровне, где и должен идти ход. В целях проверки походил над двумя другими ходами – показалось, что работает; причем чем шире и выше ход, тем четче сходятся рамки. Впрочем, стопроцентной уверенности все-таки пока нет…


P.S. Фотографии из Троицкого можно посмотреть здесь.

Планы ходов: ближний и дальний
.


Вернуться к списку отчетов

Сайт управляется системой uCoz