Отчеты

Серпухов - Ступино. 03.06.07

Текст: Ярослав Колпаков

Нитка маршрута: Серпухов – Карпова Поляна – Данки – Сушки – Приокско-террасный биосферный заповедник – Республика – Никифорово – Игумново – Прилуки – Головлино – Соколова Пустынь – Сайгатово – Ступино.

Карта маршрута (590 Кб)

Покатушка по Приокскому заповеднику и берегам Оки протяженностью порядка 75 км.
        До Серпухова решили попробовать добраться на тульском экспрессе, однако запасенных 15 минут не хватило, чтобы отстоять огромную очередь в кассы дальнего следования. Поэтому взяли билеты на обычную электричку и в 11 с копейками были в Серпухове.
        Выезжать из города надо, пересекая сначала железную дорогу, а затем автотрассу. На подъезде к Данкам нужно не пропустить поворот направо, на юг. Это узкая асфальтированная дорожка, отходящая от основной дороги там, где та делает легкий изгиб влево, чуть опускаясь в овраг (вдали уже видна табличка «Данки»). В начале дороги стоит старый шлагбаум, однако, судя по всему, она активно используется. Вскоре дорога выходит на другую, перпендикудярную ей. Здесь нужно повернуть вправо, а затем свернуть на уходящую еще правее грунтовку. Она ведет в деревню Сушки, где можно осмотреть старую разрушенную церковь.
        Вернувшись на асфальт, мы поехали дальше на юго-восток и вскоре оказались перед воротами зубрячьего питомника (проехав перед этим мимо таблички «Въезд запрещен»). Место это больше похоже на служебный вход, то есть для нас тупик. Однако здесь можно свернуть на небольшую дорожку, отходящую вправо (на юг), немного не доходя ограды питомника (она даже обозначена на картах). Это оказалась необыкновенно приятная тропинка, идущая лесом, а затем выходящая на просеку с ЛЭП. Проехав немного по просеке, мы свернули с основной дороги на тропинку, ведущую на юг, в сторону деревни Лужки, где я хотел посмотреть еще одну разрушенную церковь.
        Однако проехать к Лужкам оказалось не так просто: дорожка привела точно к кордону, то есть хозяйству егеря, расположенному на опушке леса. Суровый дедушка перед нашим носом запер ворота в ограде заповедника, проходящей сразу за кордоном, и потребовал документы для составления протокола либо оплату штрафа в 500 рублей, т.к. мы якобы проникли на запретную территорию. На вопрос «а вы, собственно, кто?» дедушка ничего не ответил и пошел в сарай. Мы же быстро решили, что ни составлять протокол, ни давать бабла мужику мы не собираемся (как и узнавать, что он там ищет в сарае), поэтому тихо дали задний ход. После непродолжительных плутаний по лесу мы вернулись на дорогу и, миновав условный шлагбаум, выехали за пределы заповедника. К сожалению, Лужки и церковь остались при этом сильно в стороне…
        Тропинка через поле привела к небольшому водоему, оккупированному отдыхающими. Здесь мы выбрались на шоссе, по которому двинулись на восток. Проехав нас.пункт с названием Республика, оказались на развилке: одна грунтовка уходила в лес, другая в поле, ближе к Оке. По словам местных, лесная, основная дорога ведет на территорию заповедника, к еще одному кордону, поэтому мы двинули в поле.
        Через некоторое время дорога кончилась у берега ручья Тоденка. Мы свернули к Оке, рассчитывая найти место переправы. Однако там оказалась только небольшая труба с воткнутыми около нее палками. Для переправы с велосипедами это было крайне неудобно, поэтому мы спустились ближе к Оке. По словам людей, отдыхавших на берегу, поскольку берега Тоденки в этом месте покрыты мощными зарослями кустов, то удобнее просто обойти устье ручья по Оке, что мы и сделали.
        Несмотря на данные генштабовских 500-метровок, никакой дороги, тем более с покрытием, далее нет. Еле заметная тропинка ведет сквозь кусты вдоль Оки, а затем поворачивает на север, в поле. Далее она переходит в двухколейную грунтовку; кстати, отсюда видно здание того самого кордона. Грунтовка идет вдоль ограды заповедника с внешней ее стороны, иногда от нее отходят дороги в глубь заповедника. В какой-то момент нужно пересечь шлагбаум, непонятно что означающий (видимо то, что далее уже совсем незапретная зона). Далее дорога выходит к деревне Зиброво, откуда начинается асфальт. Кстати, в крайнем западном доме деревни расположен некий питомник или зоопарк: куча пустых клеток, но в одной сидел настоящий верблюд.
        Сразу за Зибровым мы свернули с шоссе вправо, к Оке, рассчитывая найти место для купания: на генштабе в этих местах были отмечены песчаные пляжи. В песке мы повозились, затем пробрели напролом через высокую траву, но сам берег оказался не особо пляжным. Впрочем, покупались вполне нормально. На обратной дороге от Оки нашли нормальную дорогу к шоссе – до поворота на нее мы чуть-чуть не доехали.
        Сразу за Зибровым мы свернули с шоссе к Оке, рассчитывая найти место для купания. Берег оказался не особо пляжным, но купаться можно. Вернувшись на шоссе, покатили по асфальту мимо Никифорово, Игумново, Турово. За Прилуками асфальт заканчивается и начинается грейдер, идущий мимо Малюшиной Дачи, Кошелевки и Головлино. Далее начинается асфальт, идущий снова вдоль берега Оки.
        Не доезжая Соколовой Пустыни, мы свернули на север в сторону Сайгатово. Трассу миновать не удалось, но проехали мы по ней от силы километр (на север после развязки). Ну а далее – небольшой отрезок до Ступино.

P.S. Фотографии из данной покатушки можно посмотреть здесь.